Обсуждаем проект рекомендуемой ФНС России формы
#1
Отправлено 27 March 2013 - 09:23
сопровождающее представление к обсуждению ФНС России единого отгрузочного документа
Уважаемые коллеги!
Года два назад профессиональное бухгалтерское сообщество эмоционально обсуждало легитимность альбомов унифицированных форм первичных учетных документов, отстаивая свое право на применение более удобных для себя форм, отличающихся от утвержденных еще в конце прошлого века.
С 1 января 2013 года Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ обязанность применения этих форм для оформления более, чем 400 различных фактов хозяйственной жизни, в том числе и наиболее распространенных операций – отгрузки товаров, приемки-передачи оказанных услуг, выполненных работ – отменена.
Однако оказалось, что перспектива использования для оформления одной и той же хозяйственной операции разных форм первичных учетных документов не столько обрадовала, сколько насторожила субъектов предпринимательской деятельности. Ведь предоставленная свобода означает, что получаемые организацией документы даже по одной и той же операции, но с разными контрагентами, могут иметь совершенно разные формы. И чтобы всего лишь их данные перенести в систему автоматизированной бухгалтерии, теперь часто потребуется привлечение не просто операторов по вводу, а достаточно квалифицированных специалистов, способных распознать и правильно разнести информацию, «разбросанную» по форме документа в произвольном порядке.
Бизнес на несение таких дополнительных затрат явно не рассчитывал. И все чаще предпринимательским сообществом выдвигается (поддерживается) идея о целесообразности появления единых форм, отличающихся от ранее установленных исключением избыточной информации. Однако в настоящее время ни одному из существующих органов государственного управления функций по разработке единых форм не приданы…
Несмотря на это, ФНС России, являясь в целях проведения контроля за уплатой налогов в бюджет одним из крупнейших потребителей информации первичных учетных документов, решила предложить бизнес - сообществу единую форму передаточного (отгрузочного) документа. Основная идея разработки состояла в предоставлении как можно большему количеству субъектов предпринимательской деятельности возможности зафиксировать как можно большее количество фактов хозяйственной жизни в удобной единой форме. При этом служба в первую очередь ориентировалась на отражение в документе того минимального объема информации, который был бы достаточен для признания этого документа соответствующим законодательству Российской Федерации.
Но это еще не все. Принципиально новым в этой разработке является совмещение функций первичного учетного документа с функциями счета-фактуры, являющегося средством контроля государства за исчислением и уплатой НДС в бюджет.
Эта возможность прогнозировалась ФНС России еще в прошлом году (после принятия и обнародования нового закона о бухгалтерском учете). Не случайно налоговой службой поддерживался и популяризировался подход о правомерности расширения показателей счета-фактуры, не лишающего налогоплательщиков права на получение налогового вычета по НДС. Также не просто так в формате электронного счета-фактуры, зарегистрированного в Минюсте России, были заложены дополнительные информационные поля, позволяющие включать в формат любую дополнительную информацию. Это готовило информационное и правовое поле для того, что бы в кратчайшие сроки после снятия с форм первичных учетных документов грифа «обязательные для применения» можно было реально предложить единый документ с совмещенными функциями.
Итак, бизнесу предлагается построенная на базе счета-фактуры многоцелевая форма первичного учетного документа, позволяющая продавцу без налоговых рисков для себя и для покупателя использовать ее в целях применения НДС и налога на прибыль организаций. Данная форма, отвечающая требованиям главы 21 НК РФ и статьи 9 Федерального закона №402-ФЗ, носит рекомендательный характер и не является обязательной к применению всеми экономическими субъектами. Однако, по оценочным данным, использование формы единого совмещенного документа не только позволит не увеличивать бизнесу затраты на обработку произвольных форм первичной документации, но и сократит бумажный документооборот как минимум на треть. А по стране это не менее 20 млрд. бланков в год[сноска 1] или не менее 40 млн. стандартных пачек бумаги. То есть только на бумаге в год бизнес сможет экономить до 6 млдр. руб. Если взять еще хотя бы прямые расходные материалы[сноска 2] и стоимость архивного хранения[сноска 3], то с учетом осторожных допущений общая сумма сэкономленных средств уже приблизится к 30 млрд. руб. в год! …. И это без расходов на доставку и времени на проверку и подпись данных.
При разработке проекта формы ФНС России принимала во внимание мнения экспертов в этой области, в частности, специалистов фирмы «1С», являющейся разработчиком наиболее массового в применении программного бухгалтерского продукта.
Сегодня ФНС России предлагает принять участие в обсуждении проекта этой формы единого передаточного документа. Задача обсуждения – сделать форму максимально комфортной для оформления подавляющего большинства фактов хозяйственной жизни любыми субъектами коммерческой деятельности.
Все заинтересованные лица могут направлять свои комментарии и предложения на форум, открытый на нашем сайте.
Срок обсуждения предлагаем установить до 16.04.2013.
Широкое участие в обсуждении практикующих бухгалтеров и разработчиков программных продуктов обеспечит возможность массового применения формы единого передаточного документа сразу после официального разъяснения ФНС России о порядке заполнения и отсутствии налоговых рисков применения этой формы в налоговых отношениях, согласованного с Минфином России.
Планируемый выход таких разъяснений – конец апреля - начало мая 2013 года.
Следующий шаг – разработка и утверждение в Минюсте России формата этого документа для передачи по телекоммуникационным каналам связи (ст. 80, 93 НК РФ) с возможным внесением необходимых изменений в Приказ Минфина России от 25.04.2011 №50н.
Внимание! У вас есть возможность включиться в обсуждение и обосновано повлиять на итоговое предложение ФНС России.
Мы надеемся, что этот необязательный с нормативной точки зрения многоцелевой документ станет Вашим документом для Вашей деятельности!
Можно назвать как минимум семь причин для предпочтения этого документа самостоятельно разработанным формам.
1. В основу документа положена форма счета-фактуры, установленная постановлением Правительства РФ №1137, что позволяет получать по ней вычет по НДС в общеустановленном порядке. Показатели счета-фактуры в этом совмещенном документе локализованы и узнаваемы, что не вызовет дополнительных затруднений при его заполнении.
2. Для того, чтобы использовать этот документ не только в целях применения НДС, но и как первичный учетный, форма счета-фактуры дополнена отсутствующими реквизитами, установленными статьей 9 федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ в качестве обязательных. Объем введенных показателей минимален для определения факта хозяйственной жизни и, по сути, связан только с информацией об основании операции и показателях, подтверждающих факт передачи-получения надлежащим лицом того, что указано в табличной части формы.
3. Форма применима для оформления операций отгрузки не только товаров, но и иного движимого имущества (сырья, материалов, основных средств, других вещей). Часть показателей, относящихся к оформлению факта передачи имущества, перенесена в форму из всем знакомой ТОРГ-12 и проверена на достаточность по другим наиболее часто применяемым формам (М-15, применяемой ранее для передачи материалов и ОС-1,ОС-1б используемой при операциях с основными средствами, кроме зданий, сооружений).
4. Субъекты предпринимательской деятельности могут использовать эту форму не только в случаях передачи имущества непосредственно покупателю (или уполномоченному им лицу) «из рук в руки», но и при его транспортировке до покупателя своими силами или с привлечением услуг перевозчиков. Часть информации, относящейся к особенностям оформления факта передачи имущества перевозчику «позаимствована» из товарного раздела ТТН. А наличие в форме показателя, однозначно связывающего ее данные с конкретной транспортной накладной – установленным к применению обязательном порядке документом, подтверждающим перевозку (приказ Минтранса России от 18.09.2008 №152) или подтверждающим услуги перевозки (постановления Правительства РФ от 15.04.2011 №272).
5. Форма «обслуживает» не только случаи передачи материальных ценностей в рамках отношений купли-продажи (поставки), но и все иные случаи оформления отгрузок, оказания услуг, выполнения работ, передачи имущественных прав.
6. Не исключается, что форма может использоваться не только как совмещенный документ, но и как только первичный учетный документ, или как документ только в целях применения законодательства по НДС.
7. Введение формы в оборот не является обязательным и никак не ущемляет права хозяйствующих субъектов на применение любых других форм, самостоятельно разработанных или ранее содержащихся в альбомах унифицированных форм в случае их соответствия требованиям статьи 9 Закона №402-ФЗ. Просто, это очень удобно, когда входные формы, получаемые от всех контрагентов, будут различаться между собой минимально.
Надеемся на заинтересованное, профессиональное и плодотворное обсуждение!
А чтобы оно прошло в оптимальном режиме, просим высказать предложения и пожелания в форме ответов на вопросы анкеты.
1. При подготовке проекта формы в нее были включены отдельные реквизиты из ТОРГ-12 и ТТН. При этом значительная часть показателей из этих форм в проектную совмещенную не перенесено. В частности, это данные об ОКПО, банковских реквизитах, телефонах всех участников, о виде операции, о количестве листов документа и количестве наименований и порядковых номеров записей, указание прописью количества мест и веса груза, показатель об общей сумме отгрузки прописью, объеме сопроводительных документов на товар, разрешительные данные об отпуске груза.
Какие показатели из «убранных» необходимо добавить в форму, чтобы она удовлетворяла потребностям Вашей организации?
2. Какие показатели в предлагаемой совмещенной форме, по Вашему мнению, являются лишними?
3. Считаете ли вы предложение ФНС России интересным для практического применения?
4. Какие дополнительные вопросы по заполнению совмещенной формы у Вас возникли?
5. Как Вы считаете, есть ли необходимость «разделить» эту форму для случаев приобретения каждого вида имущества (основные средства, материалы, товары), отдельно сделать для приема-передачи работ, отдельно - услуг, отдельно - имущественных прав?
6. Есть ли препятствия для применения предлагаемой совмещенной формы в деятельности Вашей организации? Какие?
БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА, ПО ВОЗМОЖНОСТИ ОТВЕТИТЬ НА ЭТИ ВОПРОСЫ.
ЗАРАНЕЕ СПАСИБО
С уважением, один из разработчиков формы и модератор обсуждения в одном лице
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[сноска1] По оценочным данным в Российской Федерации создается ежегодно около 12 млрд. счетов-фактур. И к ним еще столько же соответствующих первичных учетных документов (накладных, актов выполненных работ и др.) (информация, приведенная на 6-ом Европейском саммите по электронным счетам и расчетам (EXPP, октябрь 2010); сопоставимые данные приводятся и в других источниках). Учтем, что сейчас по каждой налогооблагаемой операции создается по два экземпляра счета-фактуры и два экземпляра первичного учетного документа, которые и у продавца и у покупателя смогут быть заменены единым передаточным документом. Итого, при самых скромных прогнозах речь пойдет об экономии не менее, чем 20 млрд. листов бумаги (12 млрд. x 2 и округлим в меньшую сторону до 20 млрд.; это еще при допущении, что все документы умещаются на одной странице!).
[сноска2] Выборочные маркетинговые исследования (взяты данные о стоимости 10 типов картриджей трех основных производителей непромышленных лазерных принтеров) показывают, что с учетом ресурса картриджей и ресурсов самих принтеров затраты можно оценить около 0,7 руб. на лист. А это еще 14 млрд. руб. в год.
[сноска 3] 20 млрд. счетов-фактур в год образуют 80 млн. условных архивных дел. Учитывая срок их хранения (5 лет), в России в общей сложности хранятся порядка 400 млн. условных дел со счетами-фактурами, которые занимают 10 000 погонных километров архивных полок. По данным Федерального архивного агентства в среднем по стране стоимость хранения одного архивного дела составляет 19 рублей (приведены руководителем Федерального архивного агентства В.П. Козловым на заседании Научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа, сентябрь 2007 года). Таким образом, одно только хранение счетов-фактур (без учета затрат на их обработку) ежегодно обходится стране в 7,6 млрд. рублей. (перерасчет по данным intertrust.ru›Пресс-центр›Статьи и интервью›…-faktury-rossiya-i…).
Приложения:
Единый отгрузочный документ_рекомендации по использованию_27.03
единый отгрузочный документ_форма_для организаций
единый отгрузочный документ_форма_для предпринимателей
#2
Отправлено 27 March 2013 - 14:09
1. Вправе ли компания использовать единый документ для подтверждения расходов по налогу на прибыль и вычетов НДС? Нужны ли в связи с этим изменения в Закон О бухучете? Или компании достаточно в учетной политике записать, что в качестве первичного документа используется счет-фактура и тогда споров не будет? А может быть предложенный счет-фактура быть первичным докуметом?
В судебной практике есть примеры отрицательных для компаний решений, где судьи говорят о том, что счет-фактура не подтверждает расходы, а подтверждает только вычеты НДС.
Например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.05.2008 № Ф03-А59/08-2/1401 по делу N А59-418/2007-С13.
Суд указал, что расходы не могут считаться документально подтвержденными, если у налогоплательщика нет первичных документов. Счета-фактуры - это не бухгалтерские документы, подтверждающие совершение операции.
2. Если вводить данный документ, необходимо вносить изменения в форму, утвержденную поставновлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137?
#3
Отправлено 27 March 2013 - 16:29
#4
Отправлено 27 March 2013 - 18:39
Предлагаю, дополнить форму (как для юридических лиц, так и для предпринимателей) дополнительным полем (показателем).
Показатель расположить между полем "ИНН/КПП продавца" и "Грузоотправитель и его адрес". Название показателя "Агент/посредник", номер строки установить (2в). Поле предназначено для указания агента (или посредника) не применяющего ОСНО (общую систему налоообложения) и не являющегося плательщиком НДС, но выполняющего требование НК о выставлении (перевыставлении) счёт-фактуры, в случае, если покупатель оплачивал товары (услуги) стоимость которых складывается из сумм содержащих в себе НДС и не содержащих НДС.
Например: Производитель валенок ООО "Лучшие Валенки", для доставки своей продукции в магазины России автомобильным транспортом, заключил договор транспортной экспедиции с ООО "Экспедитор". При этом ООО "Лучшие Валенки" применияет ОСНО (плательщик НДС), а ООО "Экспедитор"- УСН (не является плательщиком НДС). ООО "Экспедитор" не имеет собственного автомобильного транспорта, поэтому заключает в свою очередь договоры перевозки с некоторым количеством юр. лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих автомобильный транспорт и оказывающих услуги по перевозке грузов. Однако, чать перевозчиков применяет ОСНО, а часть УСН или ЕНВД (УСН- Упрощенная система налогообложения, ЕНВД-Единый налог на вмененный доход).
СИТУАЦИЯ. По договору транспортной экспедиции ООО "Экспедитор" предоставляет для перевозки валенок ООО "Лучшие Валенки", автотранспорт некого ООО "ЖутьАвтоТранс", применяющего ОСНО. После окончания перевозки ООО "ЖутьАвтоТранс" выставило счет ООО "Экспедитор" и счёт фактуру на сумму свих услуг, в сумму которых входит НДС. В свою очередь ООО "Экспедитор" должен выставить счет в адрес ООО "Лучшие Валенки", накинув сверху счета ООО "ЖутьАвтоТранс" стоимость своих услуг экспедитора. Следовательно, ООО "Лучшие Валенки" получат счет состоящий из двух строк 1) За организацию перевозки грузов -ххх руб. НДС не облагается и 2) За перевозку грузов автотранспортом хххх руб в том числе НДС ххх руб. При этом ООО "Экспедитор" обязан выставить в адрес ООО "Лучшие Валенки" счёт-фактуру, но не от своего имени, а от имени ООО "ЖутьАвтоТранс", с указанием себя в графе (2в).
Сейчас в соответствии с действующим законодательством приходится изменить форму счёт-фактуры приказом по предприятию и вносить изменение в форму счёт-фактуры, добавляя такой показатель. Так пусть эта графа уже будет.
#5
Отправлено 27 March 2013 - 20:01
#6
Отправлено 27 March 2013 - 21:28
Не думаю, что после обсуждений форма сильно поменяется, потому что предложенный вариант, действительно, не плох уже хотя бы потому, что ушли совершенно ненужные ОКПО и банковские реквизиты.
Возможность=право добавить необходимый для компании реквизит в единый документ остается?!
А как быть с корректировочной СФ? Будет рекомендована форма для нее? Скорее всего нужно.
Как будут регулироваться случаи, если от покупателя продавцу не вернулся подписанный экземпляр? Не будет ли это "притянутым за уши" основанием для снятия себестоимости по отгруженной продукции (знаю такие случаи) или для штрафа по ст.120 НК РФ?
#7
Отправлено 28 March 2013 - 08:24
Это можно сказать маленькая революция в бухгалтерии.По поводу первички.Только эту форму надо немного доработать по оказанию услуг.
Если примут буду очень рад.......
#8
Отправлено 28 March 2013 - 08:26
#9
Отправлено 28 March 2013 - 08:32
Согласен с тем ,что Вправе ли компания использовать единый документ для подтверждения расходов по налогу на прибыль и вычетов НДС?
А если будет принят этот документ,то думаю большинство бухгалтеров скажут только да.......
Естественно сразу все в едином документе не учтешь,но я думаю этот процесс следует начать, а в процессе можно и доработать документ.
Одобряю.....
#10
Отправлено 28 March 2013 - 08:41
2) Банковские реквизиты надо бы включить, удобнее оплачивать, когда в документе есть реквизиты, куда платить, не надо в других бумажках рыться.
3) Зачем 2 реквизита "Документ составлен"? Ясно, что составляет его продавец, а покупатель только подписывает.
4) "Всего мест", "масса груза (нетто)", "масса груза "брутто" - не все организации взвешивают грузы, зачем обязывать всех, кому нужно добавят эти реквизиты.
5) "Груз передал", "Груз принял" - зачем дублировать транспортную накладную, всё равно она обязательна, правительством утверждена.
#11
Отправлено 28 March 2013 - 09:30
Уважаемый пользователь! Пришлите Ваше предложение по доработке и мы его заинтересованно рассмотрим и обсудимЭто очень интересное предложение,я думаю,что большинство бухгалтеров одобрят этот переход на единый документ.
Это можно сказать маленькая революция в бухгалтерии.По поводу первички.Только эту форму надо немного доработать по оказанию услуг.
Если примут буду очень рад.......
#12
Отправлено 28 March 2013 - 10:30
#13
Отправлено 28 March 2013 - 11:10
Предложения по улучшению формы:
1. Перенести поле (1а) - в свободный верхний правый угол, зеркально полю (1). В верхней левой половине будет - номер и дата счет-фактуры, а в правом - номер и дата исправления. Это удобно при обработке документа, зрительно не "мельтешат" номера и даты.
2. Поле (6) необходимо растянуть на всю ширину листа, чтобы уложиться в одну строчку, т.к. платежно-расчетных документов очень часто бывает несколько, и для каждого нужно указать номер и дату.
3. Поле (7) опустить на строчку ниже.
4. В связи с этим перенумеровать поля: (6) = (4), (6а) = (4а), (6б) = (4б), (4) = (5), (5) = (6).
5. В шапке столбца (1) и в шапке к столбцам (10) и (10а) слово "товаров" написать во множественном числе по аналогии со столбцами (5) и (9), и по аналогии с написанием "работ" и "услуг" во множественном числе,
чтобы было стилистическое единообразие.
6. В шапке столбца (1) написать "(описание работ, услуг)", и так понятно, что выполненных и оказанных (можно расшифровать в инструкции по заполнению). Мы же не пишем в шапках столбцов (5) и (9) "(выполненных работ, оказанных услуг). В противном случае сразу увеличивается ширина шапки таблицы.
7. В шапке столбца (7) написать после "налоговой ставки" через запятую "%", чтобы его каждый раз не указывать в таблице.
8. Имеются сомнения по поводу заполнения в нижней части формы "Груз передал (Груз принял) / услуги, результаты работ, права сдал и оформил". Что значит для работ и услуг понятие "отгрузка"? Почему нет даты в левой части? Какую дату считать датой реализации (Д62 - К90) ? Нужно еще подумать.
Не получилось прикрепить форму с предлагаемыми правками.
#14
Отправлено 28 March 2013 - 12:08
Я являюсь сторонником единообразия, но в данной ситуации считаю, что ФНС РФ занимается не своим делом.
#15
Отправлено 28 March 2013 - 13:15
к стати, не удивлюсь, если мой комментарий не опубликуют.....
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных