Добрый день! 25.07.2017, работая на ККМ "Меркурий 130-Ф" нами был ошибочно пробит чек без учета НДС, но с правильной суммой выручки. Первичные бухгалтерские документы на реализацию были выставлены контрагенту на сумму, отраженную в чеке, НДС в том числе. При совершении кассовой операции факт ошибки не был замечен, так как кассовый чек не вышел. Ошибку заметили, когда вставили сим-карту в кассовый аппарат и данные были переданы в ИФНС РФ. Организация обратилась за устной консультацией к сотрудникам налогового органа, которые посоветовали пробить чек - коррекцию. Так как ККМ не соответствовала функционалу, заложенному в инструкции, нам пришлось обратиться в службу поддержки завода изготовителя кассового аппарата.
07.08.2017 по указанию сервис-менеджера обслуживающей компании пробили чек - коррекцию, в котором также НДС не отразился. Просим пояснить, существуют ли в данной ситуации налоговые риски у организации по искажению налога на добавленную стоимость и какие действия следует предпринять Обществу с целью исправления ошибки и приведения чека ККМ в соответствие с договорными отношениями и выставленными контрагенту первичными бухгалтерскими документами.
Здравствуйте!
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1173 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Вместе с тем, считаем возможным отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом, в том числе:
- наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
- сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость).
При этом согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 54-ФЗ законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из данного Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Таким образом, в соответствии с законодательством о контрольно-кассовой технике ставки и суммы налога на добавленную стоимость являются обязательными реквизитами для указания в кассовом чеке и бланке строгой отчетности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.
Пунктом 1 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137, установлено, что продавцы ведут книгу продаж, применяемую при расчетах по налогу на добавленную стоимость, на бумажном носителе либо в электронном виде, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент ККТ, бланков строгой отчетности при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг населению).
Таким образом, при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам за наличный расчет в книге продаж следует регистрировать показатели контрольных лент (фискальных накопителей) ККТ, бланков строгой отчетности.
Чек коррекции (или бланк строгой отчетности, БСО коррекции) формируется для корректировки расчетов, произведенных ранее. Чек коррекции пробивается, например, тогда, когда кассовый чек был пробит с ошибочной суммой или не был пробит вовсе.
Если по чеку пробита лишняя сумма, заметив ошибку, можно пробить чек с признаком расчета «возврат прихода» и пробить покупку заново.
Бывают случаи, когда пользователь ККТ в конце дня при закрытии смены обнаруживает неучтенную выручку. Ответственности за неприменение ККТ можно избежать, если исправить ошибку и пробить чек коррекции (с признаком расчета «приход») на сумму неучтенной выручки до того, как нарушение обнаружит налоговый орган.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона № 54-ФЗ разработан приказ ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию». Методические рекомендации по его применению, в том числе по вопросам формирования кассовых чеков, будут размещены на официальном сайте ФНС России.
Вместе с тем, Федеральный закон № 54-ФЗ не регулирует вопросы, связанные с технической интеграцией контрольно-кассовой техники с иным программным обеспечением и (или) программно-аппаратными средствами, а также не ограничивает дополнительный функционал контрольно-кассовой техники.
Дополнительно обращаем внимание, что на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности, о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.
Одновременно сообщаем, что настоящее разъяснение не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом, а имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.